Якорное устройство предназначено для удержания судна на месте в точке якорной стоянки. Выбор типа и варианта комплектации якорного устройства во многом определяется конструктивными особенностями судна и условиями плавания. Как правило, якоргное устройство состоит из якоря, якорного каната или цепи и приспособлений для отдачи/подъема якоря, его зранения и крепления якоря и якорного каната по-походному.
Требования к якорному устройству: - обеспечение надежной стоянки судна на якоре при возможном воздействии ветра, течения и волн. - возможность быстрой быстрой отдачи якоря и травления якорного каната на требуемую глубину. - возможность надежного закрепления якорного каната в любой момент отдачи/подъема якоря. - возможность быстрого снятия судна с якоря и подъема якоря на борт. - надежность и удобство хранения и крепления якоря по-походному. Вес основного якоря определяется расчетным методом или по таблицам. Для большинства прогулочных, спортивных и туристических судов можно следующей методикой приблизительного расчета: водоизмещение (в тоннах) следует возвести в квадрат, из полученного числа извлечь кубический корень и полученный результат умножить на 8. Полученная в итоге цифра и есть рекомендуемый вес якоря в килограммах. Следует различать понятия веса и держащей силы якоря. Величина держащей силы показывает максимальное усилие, которое можно приложить к якорю определенного веса, при котором якорь не поползет по грунту. Для судов, которые эксплуатируются на реках достаточно иметь одно якорное устройство. При плавании на открытых водоемах и в морских районах плавания всем судам настоятельно рекомендуется иметь три якорных устройства: - становой (носовой) якорь, который используется для якорной стоянки при силе ветра до 6 баллов. - верп (малый якорь), который используется для кратковременной стоянки при хорошей погоде (его держащая сила равна 1/4 держащей силы станового якоря). - штормовой якорь, который используется для стоянки на якоре при силе ветра 6-9 баллов (его держащая сила должна в два раза превышать держащую силу станового якоря). Рекомендуемая величина держащей силы якорей для моторных судов различного размера приведена в таблице. Для ее определения следует пользоваться строкой, где длина и ширина судна не превышают значений, указанных в таблице.
Держащая сила якорей для моторных судов
Размеры судна, м
Необходимая держащая сила якоря, кг
Длина
Ширина
Верп
Становой
Штормовой
3,0
1,5
18
73
145
4,6
1,8
27
113
227
6,1
2,4
41
163
327
7,6
2,7
57
222
445
9,2
3,4
79
318
635
10,7
4,0
111
408
816
12,2
4,3
136
544
1090
15,3
4,9
181
726
1450
18,3
5,5
227
907
1814
В современном морском деле известны сотни видов разновидностей якорей. До сих пор гуляют легенды о якобы чудесных свойствах той или иной новомодной конструкции якоря. Стоит ли им верить? Какой из представленных на рынке якорей выбрать? Адмиралтейский якорь устойчиво держит на всех видах грунта. Обладает удельной держащей способностью (отношение держащей силы к весу якоря), равной 8 весам якоря, которая значительно меньше зависит от характера грунта, нежели у запатентованных безштоковых якорей. Адмиралтейский якорь по держащей силе в 3-4 раза уступает цепляющимся не одной, а одновременно двумя лапами якорям. Недостатком адмиралтейского якоря является сложность его сборки и крепления по-походному из-за наличия длинного штока и широко поставленных лап. Современные бесштоковые якоря лишены указанных недостатков адмиралтейского якоря. Они более компактны, легко втягиваются в клюз вместе с веретеном, не имеют деталей, за которые на дне может зацепиться якорный трос, а главное - обладают большим соотношением держащей силы и массы. Якорь Дэнфорта имеет длинные поворотные лапы, вытянутые вдоль веретена и способен заглубляться в грунт на глубину в 3-4 раза превышающую длину его лап. Такая конструкция позволяет обеспечить до 50 кг держащей силы на каждый киллограмм собственного веса. Благодаря огромной держащей силе якоря Дэнфорта получили широкое распространение по всему миру, но и они не лишены недостатков. Глубоко зарываясь в песчаный или глинистый грунт, на галечном дне они движутся скачками и практически не забирают. Даже самый легкий якорь этой конструкции так глубоко зарывается в грунт, что зачастую его очень трудно поднять вручную. Якорь-плуг является еще одной разновидностью бесштоковых якорей. Он состоит из двуз элементов: веретена и лемеха. Шарнирное соединение этих деталей расчитано таким образом, что если якорь ложится на дно острием вверх, то при натяжении якорного каната он всегда переворачивается и захватывает грунт. Держащая сила якоря-плуга равна 20-25 кг на каждый киллограмм собственного веса. Якорь Брюса является разновидностью якоря-плуга. Он обладает держащей силой до 30 кг на каждый килограм собственного веса. Точно подобранная форма и правильно расчитанная конструкция якоря Брюса гарантируют глубокое заглубление при любом варианте падения на грунт. Для небольших судов, в особенности надувных, на которых всегда есть опасность повредить лапой якоря ткань баллона, более всего подойдет складной якорь-кошка. Благодаря своей складной конструкции якорь-кошка удобен при транспортировке и хранении. Также якорь-кошка хорош для поиска и подъема утонувших тросов, цепей и других предметов методом траления. Классическое решение крепления якоря к судну - якорная цепь, минимальный калибр которой (диаметр прутка, из которого изготовлены звенья) ориентировочно можно определить умножением 4,7 на кубический корень из величины водоизмещения судна. Водоизмещение в данном расчете выражается в тоннах, а калибр цепи в миллиметрах. Допускается замена цепи эквивалентным по прочности тросом, но даже в этом случае рекомендуется включать между якорем и тросом кусок цепи длинной 3-10 метров, так как цепь прижимает якорный трос к грунту и усиливает держащую силу якоря.
Зависимость диаметра якорных тросов от водоизмещения судна
Водоизмещение, т
Материал троса
0,5
0,75
1,0
1,5
3,0
5,0
Капроновый трос, мм
10,0
17,0
20,0
23,0
28,0
40,0
Пеньковый трос, мм
25,0
35,0
40,0
45,0
60,0
80,0
Стальной трос, мм
3,0
3,5
3,5
4,0
5,0
6,0
Детали крепления якорного каната должны быть равнопрочными цепи или тросу. Коренной конец якорного каната должен надежно крепиться к якорному устройству судна. Полезно включить вертлюг в систему якорь-цепь-трос. Длина якорного каната зависит от глубины под килем и погодных условий. При глубине менее 10 метров длина вытравленого якорного каната должна равняться: - трем глубинам под килем при силе ветра до трех баллов. - пяти глубинам под килем при силе ветра до шести баллов. - семи глубинам под килем при силе ветра до девяти баллов. При глубине более 10 метров длина вытравленного якорного каната должна быть не менее пяти глубин под килем.