Рыбалка - это Удовольствие!
Азбука рыболова
Кого ловим?
Словарь рыбака
Виды приманок
Снасти для рыбалки
Снаряжение
Рыбак и закон
Рыбалка онлайн
Важные мелочи
Форум о рыбалке
Всё о рыбалке
Приманки и прикормки
Ловля карпа
Карповые приманки
Тактика ловли карпа
Карповая прикормка
Карповые оснастки и снасти
Семейство карповых их обитание
Вчера - клевало!
Галерея
Вести с водоёмов
Рыбацкие истории
Видео о рыбалке
Календарь рыбака
Новости
Погода на 7 дней
Календарь клёва
Рыбацкий дайджест
Объявления
Клёвые места
Найти на карте
Платная рыбалка
Известные водоёмы
Техника рыболова
Мастерская
Поплавочная удочка
Спиннинг
Нахлыст
Донная ловля
Подлёдная ловля
Подводная охота
Сети, Электроудочки
Рыбалка на фидер
Сообщество
О сайте
Информация
Доска почёта
Ранги рыбаков
Список рыбаков
Реклама на сайте
Последние новости
Фотогалерея


Посмотреть все фото галереи

Обсуждения и комментарии

[05:25, 25.04.15] Валерий
Здравствуйте, Alexander! Нарские пруд...

[05:23, 25.04.15] Валерий
Нарские пруды - замечательное место д...

[04:49, 18.04.15] Артем
Устарела информация. Логотип другой, ...

[09:02, 04.04.15] shadrin...
Хорош! А на Каме моим знакомым был по...

[03:14, 02.04.15] Миха
Это точно, главное после такой рыбалк...

далее...
Ловля щуки
Леска
Воблеры
Катушки
Способы лова
Места обитания
Блесны и приманки
Спининговые удилища
Не пропустите





Рыболовный портал о рыбалке :) arrow Важные мелочи
Бурбот Важные мелочи
28.11.2011


Удилища. Миф XXI века. Часть 2: Препрег, геометрия и заботы конструктора

Способы ловли: Спиннинг • Нахлыст

Если даже с модульностью углеродного волокна, как мы уже видели выше, неспециалисту разобраться нелегко, то чего уж там говорить о препреге?! Напомним, что препрег (от английского "pre-impregnated") — это углеродное полотно, пропитанное связующим (смолами), то самое полотно, непосредственно из которого и "крутят" удилища. Производство препрега имеет свою специфику, и заводы, изготавливающие удилища, самостоятельно препрег не делают, а закупают его на стороне.

Основная масса удилищ, представленных на отечественном рынке, сделана из препрега, произведенного в Китае, Корее и Японии. Сама по себе география производства не влияет на качество препрега, но по понятным причинам препреги японских фирм в целом лучше, чем препреги корейских, а те, в свою очередь, лучше, чем препреги китайских. Хорошо известны и высоко ценятся препреги, производимые соответствующими подразделениями японских концернов "Toray" и "Mitsubishi".

 С практической точки зрения рыболова интересует в препреге в первую очередь доля связующего. Чем меньше связующего и чем больше графита, тем удилище суше, легче, мощнее, но тем чувствительнее оно к ударам, тем скорее ломается. Для удобства препреги с низким содержанием связующего (low resin content) нередко сокращенно именуются "Low Resin", но доля связующего в них может быть разной, например 35, 30, 25 или 20 процентов. Иногда говорят еще об "Ultra Low Resin". В обычном же препреге, так называемом нормальном, или стандартном (standard resin content prepreg), содержится, как правило, порядка 40 процентов связующего (а иногда и больше).
Говоря простым языком: можно сделать удилище из препрега с модульностью углеволокна 46 тонн и долей связующего 40 процентов, и оно окажется более валким и тяжелым, чем удилище из 30-тонного графита с 25 процентами связующего. Это, разумеется, чисто гипотетический пример. На самом деле хлыст (бланк) бывает выполнен, как правило, из нескольких разных материалов, потому что разные части удилища должны работать по-разному. Именно поэтому на готовом удилище доля связующего в препреге не указывается, как не указывается и модульность графита, потому что писать (как пишут, скажем, минимальную выдержку на купажированном виски или коньяке) самую низкую модульность и самую высокую долю невыгодно (это отпугнет и дезориентирует покупателя), а самую высокую модульность и самую низкую долю — некорректно (вроде бы, обман получается; впрочем, многие на это идут).
В препрегах типа "Low Resin" волокна уложены плотно и качественно — чем плотнее и качественнее, тем меньше между ними остается места для связующего. Тут есть много разных технических подробностей, которые мы пока оставим в стороне. Но важно понимать, что для работы с таким материалом обычное оборудование, рассчитанное на нормальный препрег, не годится. Необходимо иметь машины, позволяющие правильно намотать препрег с низким содержанием связующего на дорн. Далее, препрег на дорне нужно обмотать особо узкой лентой: благодаря малому шагу намотки эта лента особенно плотно и равномерно обжимает бланк. Такая операция обычно называется "Micro Pitch Taping". Для нее тоже нужна новая машина. Наконец, при переходе на работу с "Low Resin" придется поменять и печи. Вложения немалые, и не все заводы готовы на них пойти. Поэтому многие высококачественные удилища производятся на предприятиях, расположенных в Южной Корее, а не в Китае. Тем не менее, сегодня уже и в Китае некоторые предприятия начали работать с "Low Resin". Разумеется, удилище может быть выпущено на заводе, который работает с "Low Resin", но сделано из стандартного препрега. Поэтому если отношения с заводом формальные и знакомство шапочное, надо смотреть в оба: могут надуть.
Впрочем, это относится и к другим аспектам работы с изготовителями, особенно с китайскими.
В процессе изготовления препрега углеродное полотно пропитывается связующим, покрывается специальной пленкой и сворачивается в рулон. Как правило, хранить и перевозить эти рулоны следует, строго соблюдая предписанный температурный режим, а это отнюдь не комнатная температура.

На заводе, изготовляющем удилища, из препрега выкраивают трапецивидные заготовки и наматывают их на металлические дорны, после чего сверху обматывают лентой, плотно прижимающей слои друг к другу, и отправляют в печь. В печи бланк сначала разогревается, причем связующее проникает "во все щелочки", потом при более высокой температуре слои спекаются, а затем все остужают.
Существуют специальные технологии для работы с препрегами с низким содержанием связующего. Маркетологи придумывают для этих технологий красивые названия, например, HVF, SVF, MSG или UTC. Одна и та же технология, применяемая на одном и том же заводе, может обозначаться на готовых удилищах по-разному, в зависимости от заказчика и от марки, под которой будут продаваться удилища.
О конструкторах удилищ
Отправной точкой разработчика удилищ является выбор завода или заводов, на которых будет осуществляться изготовление удилищ из препрега и фурнитуры. В Корее и в Китае сегодня много заводов, сильно различающихся между собой по уровню оснащенности и культуре производства. Некоторые специализируются на массовом производстве дешевой продукции, другие могут делать и удилища очень высокого качества. Традиционно для удилищ высокого класса выбирают Южную Корею, для удилищ попроще — Китай, но сегодня по мере роста китайцев эта граница постепенно стирается. Разумеется, огромное преимущество имеет тот заказчик, который давно "варится в этом котле", следит за развитием событий и безошибочно ориентируется в корейских и китайских "заводских джунглях". Новичкам, как правило, приходится прибегать к услугам "проводников", разных "агентов", которым приходится платить за посредничество.
Следует иметь в виду, что китайцы на многих заводах ничего не смыслят не только в рыбалке, но и в физике, не понимают законов, по которым гнется удилище. Если они просто тупо копируют предоставленные им образцы, то ничего хорошего, как правило, из этого не выходит.
С другой стороны, лишь крупнейшие торговые дома могут позволить себе иметь конструкторские бюро, да и у тех, по правде говоря, эти структуры можно назвать КБ с большой натяжкой. Но у других нет и этого, и все красивые рассказы о научно-исследовательских центрах, кропотливо разрабатывающих удилища для какого-нибудь немецкого или итальянского торгового дома, размещающего затем заказы на производство этих удилищ в Поднебесной, — лишь очередной миф. В реальности все дело у них ограничивается снабженцем, который время от времени ездит в Китай. Именно поэтому большинство "рыболовов-экспертов", лица которых улыбаются нам до ушей с глянцевых страниц западных каталогов, являются в первую очередь вывеской фирмы и приманкой для покупателя, а вовсе не двигателем прогресса в удилищестроении. Такой эксперт может сказать, что данное удилище его чем-то не устраивает, но не всегда даже способен толком объяснить, что именно не так, не говоря уж о том, чтобы предложить пути к устранению недостатков. Между тем, очень важно твердо знать, чего ты хочешь и как этого можно достичь.
Опыт показывает, что для средней компании оптимальным вариантом является наличие одного, а лучше двух конструкторов удилищ, отлично разбирающихся в рыбалке и держащих руку на пульсе рыболовной жизни региона, имеющих достаточную инженерно-техническую подготовку в соответствующей области и понимающих, как и почему работает удилище. Хотя бы один из них должен также свободно ориентироваться в азиатских торгово-промышленных рыболовных делах, иметь опыт работы с японцами, корейцами и китайцами. Конструктор должен нюхом чувствовать, какая снасть актуальна на данный момент на интересующем его рынке, и знать, каким образом ее можно получить. После того как задача сформулирована, главное для него — суметь выбрать нужную геометрию хлыста (бланка) удилища и правильно подобрать материалы по модульности углеволокна и содержанию связующего в препреге (как правило, для разных участков бланка используются и разные материалы). Работа эта очень непростая, но несколько облегчается тем, что удилища редко когда конструируются с белого листа — куда чаще конструктор идет путем модификации существующего образца. Подбор фурнитуры и ее расстановка после всего этого кажутся уже детской игрой, хотя и от них зависит очень многое.
На этом обязанности конструктора не кончаются. Он должен объяснить китайцам, чего именно от них хотят, и заставить их это сделать. Он также руководит испытанием опытных образцов, вносит поправки в конструкцию и, в идеале, доводит прототип до такой кондиции, когда у всех вокруг начинают течь слюнки. А дальше — серийное производство, выявление брака и борьба с ним и т.д., и т.п.
Если человек вкладывает всего себя в эту работу, живет ею, то удилища, как правило, получаются выдающимися. Но таких энтузиастов — единицы.
Покупатель среди мифов
Ну, а что же делать покупателю, живущему среди мифов? Как быть ему? Как отличить продукт, сделанный "с душой", от пустышки? Как известно, критерий истины — практика. Но в магазине "на потрях" трудно что-то определить наверняка, понять удилище в таких условиях может только специалист, да и то не всегда. В идеале надо бы половить удилищем, прежде чем его покупать. Например, взяв его на денек у приятеля. Но такая возможность, к сожалению, имеется далеко не всегда. Это скорее исключение, чем правило.
Конечно, надо знать некоторые общие правила, помогающие ориентироваться в многообразии моделей. За одни и те же деньги можно купить совершенно разные вещи. Либо вы платите за известную марку, либо за побрякушки (престижную фурнитуру), либо за правильный хлыст (бланк). Чудес не бывает, каждая из этих трех составляющих стоит денег, и если денег мало, чтобы осилить все три вместе, лучше, конечно, выбирать третью.
Не стоит обращать особого внимания на миф о "новых, революционных материалах". Достойного заменителя углеродному волокну как материалу спиннинговых удилищ пока найти не удалось. По идее, еще лучшую чувствительность борное волокно, но оно страшно тяжелое. Если сделать чисто бороновую вершинку, она получится настолько тяжелой, что будет пригодна лишь для настоящих "колов". В так называемых бороновых удилищах борного волокна на самом деле очень мало.
Теоретически "суперматериалы" существуют, но для серийного производства удилищ их использовать нельзя из-за очень высокой стоимости. Как только какой-то новый материал пойдет в массовое производство для каких-то других целей, он появится и в рыбалке (если подойдет для удилищ). Главным двигателем прогресса в области новых материалов и технологий всегда был военно-промышленный комплекс, особенно авиакосмическая промышленность (рыбалка многим обязана в том, что касается материалов). С уничтожением СССР и концом "холодной войны" для ВПК настали не лучшие времена, и с новыми разработками теперь туго.
Поэтому в области удилищестроения в последние годы наблюдается застой. В основном все компании стараются оптимизировать производство, уменьшить долю ручного труда, сократить персонал.
Самое главное, на мой взгляд, — это не верить в чудеса. Хорошее удилище не может появиться ниоткуда, свалиться с неба. Либо за ним стоит крупнейший производитель, и тогда оно стоит дорого, либо группа специалистов-энтузиастов (экономящая на марке и второстепенных деталях), и тогда оно стоит не так дорого. Если нет ни первого, ни второго, то вы имеете дело, скорее всего, с унылой китайской продукцией, пусть и снабженной европейскими ярлыками, и от таких удилищ лучше держаться подальше.
Автор: Дмитрий Баличев. По материалам сайта www.norstream.ru


28.11.2011

(голосов: 2)




 


Как разместить здесь рекламу?