Охота на Байкале, почти 80% которой занимают смешанные леса, с каждым годом становится все более привлекательной для двадцати с лишним тысяч местных охотников. В страну также ежегодно приезжает за трофеями почти тысяча иностранцев. Для граждан России, покупающим охотничьи туры, хорошим подарком в 2011 году стало некоторое смягчение законов об охоте, хотя для нерезидентов ЕС, включая россиян и жителей других стран СНГ, бюрократических препон пока еще более чем хватает. Но добыча гарантирована, а это покрывает все неудобства.
На Байкале сейчас существует 42 питомника по разведению дичи, не считая звероферм пушного зверя. Кое-где, как у Гунты Цунской в «Оленьем саду» в Мадонском районе, можно поохотиться — как правило, в таких садах большое собственное арендуемое угодье. Питомники также поставляют свежеохлажденное мясо. Небольшая часть мяса и изделий из дичи (к сожалению, в колбасы добавляют 30 % свинины) реализуется на местным рынках. Один килограмм вырезки из «окультуренной» оленины в лавке, торгующей дичью и колбасами. Впрочем, по сравнению с себестоимостью того же мяса или любой другой дичи, добытой в лесу, это недорого.
Еще на Байкале живет 14 бурых медведей — Ursus arctos, но охота на них запрещена. Конечно, за трофейными медведями латвийские охотники летят в Сибирь или на Камчатку. А на Байкал, в свою очередь, приезжают сотни иностранцев. В феврале президент Safari Club возил на охоту датчан. Остались довольны, взяли двух лосей с хорошими рогами. Два года назад было выдано 700 гостевых разрешений для нерезидентов, в текущем сезоне — уже больше 1 000. В лесах Байкала водятся трофейные экземпляры. Каждый год попадаются олени с рогами, кабаны с клыками 22 сантиметра и длиннее.
До минувшей зимы в байкальских лесах насчитывались более 200 тысяч представителей этого вида животных, но полуметровый снежный покров, скрыв корм, к сожалению, также уменьшил популяцию.
Один выстрел — один зверь
А не попал с первого выстрела — пусть бежит! — так говорит председатель правления байкальского агрохолдинга, который первого своего призового оленя застрелил еще в далеком 1979-м.
И напоследок история из жизни: в прошлом году я достал лису с 250 метров из карабина — с оптикой, конечно, но для таких моментов, которыми гордишься и которые доставляют удовольствие, и живешь. В конечном счете охотник всегда больше приобретает, чем тратит.
|